Сегодня, НПЗ приняло участие в Круглом столе, организованного UNFPA (Фонд ООН в области народонаселения) в рамках проекта «Укрепление профилактики и реагирования на насилие в отношении женщин и девочек в Центральной Азии».Целью Круглого стола было привлечение внимания общественности к вопросам организации медицинской помощи по охране сексуального и репродуктивного здоровья, а также противодействия случаям гендерного насилия в условиях чрезвычайных гуманитарных ситуаций в Казахстане.
Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) с 2016 года оказывает техническую помощь Правительству Республики Казахстан в разработке и внедрению механизмов межведомственного реагирования на гендерное насилие (Multi-sectoral response to GBV – MSR to GBV), предусмотренных Концепцией семейной и гендерной политики до 2030 года. Одним из структурных элементов концепции MSR to GBV является система здравоохранения, способная реагировать и взаимодействовать с другими системами, в целях обеспечения защиты и помощи лицам, пережившим гендерное насилие. Вместе с тем, подходы и механизмы реагирования на проблемы сексуального и репродуктивного здоровья, а также гендерное насилие в условиях чрезвычайных гуманитарных ситуаций существенно отличаются.
Ухудшение или прекращение доступа к медицинской помощи, как правило, вызвано следующими причинами: - при чрезвычайных ситуациях происходит поражение, выход из строя или разрушение инфраструктуры (энергоснабжение, водоснабжение, связь, транспортное сообщение и т.д.); - разрушения, вызванные чрезвычайной ситуацией, нарушают или разрывают цепочки поставок лекарств, оборудования и прочих жизненно-важных товаров; - число пострадавших существенно превышает физические возможности системы здравоохранения (персонал, оборудование, инфраструктура и т.д.) для оказания эффективной медицинской помощи.
Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) с 2016 года оказывает техническую помощь Правительству Республики Казахстан в разработке и внедрению механизмов межведомственного реагирования на гендерное насилие (Multi-sectoral response to GBV – MSR to GBV), предусмотренных Концепцией семейной и гендерной политики до 2030 года. Одним из структурных элементов концепции MSR to GBV является система здравоохранения, способная реагировать и взаимодействовать с другими системами, в целях обеспечения защиты и помощи лицам, пережившим гендерное насилие. Вместе с тем, подходы и механизмы реагирования на проблемы сексуального и репродуктивного здоровья, а также гендерное насилие в условиях чрезвычайных гуманитарных ситуаций существенно отличаются.
Ухудшение или прекращение доступа к медицинской помощи, как правило, вызвано следующими причинами: - при чрезвычайных ситуациях происходит поражение, выход из строя или разрушение инфраструктуры (энергоснабжение, водоснабжение, связь, транспортное сообщение и т.д.); - разрушения, вызванные чрезвычайной ситуацией, нарушают или разрывают цепочки поставок лекарств, оборудования и прочих жизненно-важных товаров; - число пострадавших существенно превышает физические возможности системы здравоохранения (персонал, оборудование, инфраструктура и т.д.) для оказания эффективной медицинской помощи.
В этих условиях женщины и девочки становятся самыми уязвимыми и находятся под максимальным риском для жизни и их сексуального и репродуктивного здоровья. Мировой опыт показывает, что при любой чрезвычайной гуманитарной ситуации формируются большие группы людей, вынужденные в очень короткие сроки покинуть место своего проживания в поисках безопасности и убежища.
В таких группах вынужденно перемещенных лиц в любой момент времени всегда будут: • женщины фертильного возраста (15-49 лет) – 26%; • девочки-подростки (10-14 лет) – 5%; • девочки-подростки (15-19 лет) – 4%; Кроме того, в этой группе вынужденно перемещенных лиц всегда будет 4% беременных женщин, при этом, глобальные данные говорят, что из-за ухудшения или прекращения доступа к медицинской помощи: • 15% этих беременностей завершится выкидышем или небезопасным абортом; • 2% завершится мертворождением; • только 15% беременных будут иметь доступ к медицинской организации для родоразрешения; • у 15% беременных женщин будут акушерские осложнения, такие как затрудненные или продолжительные роды, преэклампсия/эклампсия, инфекция или сильное кровотечение; • 15% рожениц будут нуждаться в наложении швов на родовые пути; • от 5% до 15% рожениц будут нуждаться в оперативном родоразрешении; • 5% всех родившихся новорожденных будет иметь массу тела менее 2 500 грамм; • 20% всех новорожденных будут иметь осложнения при рождении.
Игнорирование потребностей в охране сексуального и репродуктивного здоровья (СРЗ) в условиях гуманитарного кризиса имеет серьезные последствия в виде повышения смертности от небезопасных родов, сексуального насилия, нежелательной беременности и рискованных абортов, а также распространения инфекций, передаваемых половым путем, включая ВИЧ. Резолюции Совета Безопасности ООН 1325, 1820, 1888 и 1889 о женщинах, мире и безопасности подтверждают уникальные потребности, взгляды и вклад женщин и девочек в конфликтных ситуациях.
Совет Безопасности ООН в Резолюции 1889 прямо указывается на необходимость обеспечения доступа женщин и девочек к услугам в области СРЗ и репродуктивных прав для улучшения социально-экономических условий в постконфликтных ситуациях. Мировым сообществом рекомендуется и используется с 1996 года Минимальный комплекс начальных услуг по охране сексуального и репродуктивного здоровья (МКНУ или MISP) –скоординированный набор приоритетных жизненно важных мероприятий и услуг в области охраны СРЗ, которые должны быть реализованы с самого начала (по возможности, в течение 48 часов) каждой гуманитарной чрезвычайной ситуации и использоваться в идеале в течение 3-6 месяцев.
По истечении этого срока, в идеале, МКНУ должен быть интегрирован в первичный сектор здравоохранения или замещен восстановленной системой здравоохранения. Целью МКНУ является предотвращение заболеваемости и смертности, связанных с СРЗ, в условиях гуманитарных чрезвычайных ситуаций, при одновременной защите права пострадавших людей на достойную жизнь. В 2021 году на основе обновленного руководства и инструмента оценки готовности стран к предоставлению МКНУ в кризисных ситуациях Региональный офис ЮНФПА в странах Восточной Европы и Центральной Азии инициировало проведение третьего раунда оценки в странах региона ВЕЦА. Результаты оценки готовности к предоставлению МКНУ в Казахстане демонстрируют определенную степень зрелости регуляторной среды и системы управления гражданской защиты, которая имеет значительный потенциал для совершенствования специфических механизмов готовности к развертыванию МКНУ.
В таких группах вынужденно перемещенных лиц в любой момент времени всегда будут: • женщины фертильного возраста (15-49 лет) – 26%; • девочки-подростки (10-14 лет) – 5%; • девочки-подростки (15-19 лет) – 4%; Кроме того, в этой группе вынужденно перемещенных лиц всегда будет 4% беременных женщин, при этом, глобальные данные говорят, что из-за ухудшения или прекращения доступа к медицинской помощи: • 15% этих беременностей завершится выкидышем или небезопасным абортом; • 2% завершится мертворождением; • только 15% беременных будут иметь доступ к медицинской организации для родоразрешения; • у 15% беременных женщин будут акушерские осложнения, такие как затрудненные или продолжительные роды, преэклампсия/эклампсия, инфекция или сильное кровотечение; • 15% рожениц будут нуждаться в наложении швов на родовые пути; • от 5% до 15% рожениц будут нуждаться в оперативном родоразрешении; • 5% всех родившихся новорожденных будет иметь массу тела менее 2 500 грамм; • 20% всех новорожденных будут иметь осложнения при рождении.
Игнорирование потребностей в охране сексуального и репродуктивного здоровья (СРЗ) в условиях гуманитарного кризиса имеет серьезные последствия в виде повышения смертности от небезопасных родов, сексуального насилия, нежелательной беременности и рискованных абортов, а также распространения инфекций, передаваемых половым путем, включая ВИЧ. Резолюции Совета Безопасности ООН 1325, 1820, 1888 и 1889 о женщинах, мире и безопасности подтверждают уникальные потребности, взгляды и вклад женщин и девочек в конфликтных ситуациях.
Совет Безопасности ООН в Резолюции 1889 прямо указывается на необходимость обеспечения доступа женщин и девочек к услугам в области СРЗ и репродуктивных прав для улучшения социально-экономических условий в постконфликтных ситуациях. Мировым сообществом рекомендуется и используется с 1996 года Минимальный комплекс начальных услуг по охране сексуального и репродуктивного здоровья (МКНУ или MISP) –скоординированный набор приоритетных жизненно важных мероприятий и услуг в области охраны СРЗ, которые должны быть реализованы с самого начала (по возможности, в течение 48 часов) каждой гуманитарной чрезвычайной ситуации и использоваться в идеале в течение 3-6 месяцев.
По истечении этого срока, в идеале, МКНУ должен быть интегрирован в первичный сектор здравоохранения или замещен восстановленной системой здравоохранения. Целью МКНУ является предотвращение заболеваемости и смертности, связанных с СРЗ, в условиях гуманитарных чрезвычайных ситуаций, при одновременной защите права пострадавших людей на достойную жизнь. В 2021 году на основе обновленного руководства и инструмента оценки готовности стран к предоставлению МКНУ в кризисных ситуациях Региональный офис ЮНФПА в странах Восточной Европы и Центральной Азии инициировало проведение третьего раунда оценки в странах региона ВЕЦА. Результаты оценки готовности к предоставлению МКНУ в Казахстане демонстрируют определенную степень зрелости регуляторной среды и системы управления гражданской защиты, которая имеет значительный потенциал для совершенствования специфических механизмов готовности к развертыванию МКНУ.