Управленческая революция в здравоохранении от Нуржана Отарбаева

Марат Каирленов, к.э.н.

Избранный в марте текущего года новый Председатель Правления Национальной Палаты Здравоохранения (НПЗ), доктор медицинских наук, ассоциированный профессор Нуржан Курмангалиевич Отарбаев ориентирован на запуск нового этапа в регулировании здравоохранения в нашей стране. Представляем вашему вниманию наше эксклюзивное интервью с г-м Отарбаевым.

Почему вы поднимаете тему СРО (саморегулируемых организаций) в здравоохранении РК?

Саморегулируемые организации в здравоохранении представляют собой объединения медицинских профессионалов, учреждений и организаций, созданные для разработки и соблюдения профессиональных стандартов, этических кодексов и норм практики. В развитых странах они осуществляют контроль и регулирование медицинской практики, а также занимаются аккредитацией, сертификацией и обучением врачей и других медицинских специалистов.

Почему вы считаете, что текущая попытка перейти к саморегулированию в отрасли будет удачной?
        
Дело в том, что доля частного здравоохранения растет и на сейчас уже достигает примерно половины рынка медицинских услуг в стране. И это требует серьезнейшего изменения инструментов и принципов управления отраслью. Ведь раньше, например, нормативные правовые акты традиционно издававшиеся в министерстве здравоохранения касались государственных больниц и поликлиник, так как частные игроки были представлены слабо, занимая какие-то отдельные ниши. Сейчас ситуация изменилась. Частные медорганизации это уже полноценные игроки в отрасли, практически во всех сегментах. Более того, необходимо выстроить эффективную диалоговую площадку, чтобы регулировать всю отрасль, включая частный рынок. Прежними чиновничьими способами это невозможно, потому что это конкурентная среда и независимые игроки. Им уже не позвонишь по телефону и не скажешь, что надо сделать. Для эффективного управления это должна быть абсолютно другая модель управления отраслью. Однако возникает вопрос, с кем разговаривать в частном здравоохранении. Потому что, как показывает мировой опыт, при хаотичном развитии частного сектора всегда возникает недобросовестная конкуренция, например, где-то идут на демпинг, где-то на искажённую рекламу и дезинформацию, где-то в приоритете освоение бюджета и др., и в итоге снижается качество предоставляемой медицинской помощи.

Поэтому частное здравоохранение должно объединиться на единой площадке, которая будет действовать из хороших моральных принципов, ключевыми из которых я считаю добросовестную конкуренцию, качество и доступность медуслуг для всех граждан. Это, априори, должно быть в стратегии любой частной клиники. Сейчас можно отметить несколько видов общественных объединений в частном здравоохранении. Это профессиональные ассоциации, которые создались как ассоциации физических лиц, которых объединяет единая профессия. Есть и предпринимательские ассоциации, которые объединились по предпринимательскому принципу. Это бизнес-ассоциации, объединившиеся по видам деятельности как, например, стоматологические клиники, лаборатории и др. или в общем частные медорганизации.

Всего по различным данным существуют более 100 различных медицинских ассоциаций, деятельность которых регламентируется Кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения» и «Гражданским Кодексом», а также законами РК "О некоммерческих организациях» и «Об общественных объедениях». Единого отраслевого учета и официальной статистики количества и состава неправительственных организаций (НПО) в сфере здравоохранения нет. В министерстве здравоохранения и Национальной палате предпринимателей (НПП) «Атамекен» ведется учет только аккредитованных ассоциаций, которые должны соответствовать их требованиям.

Важно думаю создать некую единую площадку, чтобы эффективно взаимодействовать с государством и выстроить единую стратегию развития. При этом, как я и говорил, соответствовать принципам, ориентируясь на Мадридскую декларацию относительно профессиональной автономии и самоуправления с приоритетом добросовестной конкуренции, качества и доступности медуслуг для всех граждан (см. врезку 1). Это необходимо потому, что когда мы обращаемся к обществу за передачей полномочий от госорганов к саморегулируемым организациям очень важно доверие.

В целом, мировой тренд в управлении это все больший переход к саморегулируемым организациям (СРО) и передача им части полномочий. Это особенно актуально в здравоохранении. Почему? Потому что именно врачебные специальности - это специальности, на которые учатся очень долго. На некоторые специальности по 10-12 лет учатся. И врачу, не врач, который не учился этому, он никак не может подсказать, как лучше лечить. Поэтому и логичны объединения таких специалистов в ассоциации и передача им полномочий через СРО, чтобы помогать выстроить систему здравоохранения. Понятно, что должна быть, ещё раз подчеркну, большая моральная ответственность. Потому, что даже в развитых странах, где есть очень большой опыт, измеряемый многими десятилетиями, даже там возникают вопросы по доверию к таким СРО в тех случаях, когда эти организации увлеклись своей профессиональной деятельностью и на второй план поставили пациентов.

Конечно, есть принципы коллегиальности и справедливого отношения к коллегам и обществу, даже при этом время от времени в США, Великобритании, Канаде и др. возникают инциденты предвзятого отношения к не членам ассоциации. Существует ряд рисков в переходе к СРО и их надо четко осознавать и учитывать (см. врезку 2). Если подобные инциденты умалчиваются, то они аккумулируются и более того прогрессируют. Но тогда это, рано или поздно, уже становится достоянием общества и государственных органов. Естественно, доверие к такой СРО ставится под сомнение и в отдельных странах даже начинается усиление контроля над СРО. Поэтому надо понимать, что, получая полномочия от государства и общества, мы должны осознавать всю полноту ответственности за это. Поэтому мы и развиваем нашу диалоговую площадку для всех ассоциаций.
 
Врезка 1. Мадридская декларация относительно профессиональной автономии и самоуправления
принята 39-й Всемирной медицинской ассамблеей, г. Мадрид, Испания, октябрь 1987 г.

Всемирная медицинская ассоциация, исходя из важности профессиональной автономии и самоуправлении медицинской профессии во всем мире, осознавая проблемы и сегодняшние требования к профессиональной автономии и самоуправлению, приняла настоящую Декларацию.

1. Центральным элементом профессиональной автономии является обеспечение того, чтобы отдельные врачи обладали свободой для реализации своих профессиональных решений при оказании помощи и лечении своих пациентов. Более полно данное положение раскрыто в Декларации ВМА относительно независимости и профессиональной свободы врача, принятой в октябре 1986 г.

2. Всемирная медицинская ассоциация и входящие в нее Национальные медицинские ассоциации вновь подтверждают важность профессиональной автономии как существенного компонента высококачественной медицинской помощи, который должен быть сохранен в интересах пациента. Поэтому ВМА и входящие в нее Национальные медицинские ассоциации вновь заявляют о своей готовности поддерживать и гарантировать профессиональную автономию в оказании помощи пациентам, которая является существенным принципом этики.

3. Как естественное следствие права на профессиональную автономию медицинская профессия должна быть самоуправляемой. В дополнение к любым другим органам управления, которые могут касаться деятельности отдельных врачей, медицинская профессия также должна нести ответственность за контроль над профессиональным поведением и деятельностью отдельных врачей.

4. Всемирная медицинская ассоциация требует, чтобы входящие в нее Национальные медицинские ассоциации в своих странах разрабатывали, поддерживали и активно участвовали в системах самоуправления врачей. Такой вклад в эффективное самоуправление будет решающим в обеспечении профессиональной автономии при принятии решений по оказанию помощи пациентам.

5. Главной заботой любой системы самоуправления всегда должны быть качество оказываемой пациентам помощи и компетентность врачей, оказывающих эту помощь. Врачи используют экспертизу для вынесения необходимых оценок состояния. Эти оценки должны использоваться в интересах пациентов для обеспечения оказания им непрерывной качественной помощи квалифицированными врачами. В эту же сферу обязанностей входят необходимость фиксирования достижений в области научной медицины и использование безопасных и эффективных терапевтических методов. Экспериментальные процедуры должны включать в себя гарантии, требуемые Хельсинкской декларацией ВМА, и другие гарантии, которые могут быть востребованы в любой стране. Дискредитированные научные теории не должны применяться в лечении.

6. Вопрос стоимости - существенный элемент самоуправления. Наивысшее качество помощи может быть оправдано лишь гарантией того, что эта помощь будет доступной всем гражданам. И вновь медики являются наиболее квалифицированными для проведения оценок, необходимых при принятии решений об ограничении стоимости. Поэтому Национальные медицинские ассоциации должны включать деятельность по ограничению стоимости в свои соответствующие системы самоуправления. Деятельность по ограничению стоимости связана с системой организации медицинской помощи, доступностью больниц и хирургической помощи и с использованием соответствующих методик. Деятельность по ограничению стоимости не должна сокращать возможности доступа пациентов к необходимой медицинской помощи. Нельзя позволять, чтобы неоправданное использование медицинской техники приводило к увеличению стоимости медицинской помощи до такого уровня, что она станет недоступной для нуждающихся в обычной медицинской помощи.

7. Профессиональная деятельность и поведение врачей всегда должны соответствовать Кодексу профессиональной этики или Принципам медицинской этики, действующим в каждой стране. Национальные медицинские ассоциации должны способствовать становлению этических норм поведения врачей во благо их пациентов. Нарушения этических норм должны немедленно исправляться, а врачи, виновные в этих нарушениях, должны быть наказаны в дисциплинарном порядке. Только Национальные медицинские ассоциации могут эффективно и умело выполнить эту задачу.

8. Имеется много других проблем самоуправления, которыми должны заниматься Национальные медицинские ассоциации. Национальные медицинские ассоциации должны помогать друг другу в решении как новых, так и старых проблем. Необходимо поощрять обмен информацией и опытом между Национальными медицинскими ассоциациями, и ВМА будет способствовать в целях улучшения самоуправления такому обмену информацией.

9. Всемирная медицинская ассоциация и Национальные медицинские ассоциации должны также информировать общественность о существовании эффективной и надежной системы самоуправления в медицине каждой страны. Общество должно осознать, что оно может положиться на эту систему самоуправления в вопросах честной и объективной оценки проблем, связанных с медицинской практикой, оказанием помощи и лечением пациентов.

10. Коллективная деятельность Национальной медицинской ассоциации по взятию на себя ответственности за введение профессиональной системы самоуправления усилит и подтвердит право врача лечить пациентов без вмешательства в его профессиональные решения и действия. Ответственная профессиональная деятельность каждого врача и эффективная и действенная система самоуправления Национальной медицинской ассоциации необходимы для того, чтобы убедить людей в том, что если они станут пациентами, то получат высококачественную медицинскую помощь компетентных врачей.

Какие цели видите для себя в роли главы НПЗ?

У НПЗ достаточно много задач, которые мы хотим реализовать. Прежде всего это помощь в развитии доступной системы здравоохранения, в том числе, не разделяя частного сектора. Для этого важно развитие объединяющей площадки для обсуждения вопросов развития отрасли. Как показывает текущий опыт нынешнего хаотичного развития, он уже особо исчерпал свой потенциал. Конечно, есть большая площадка НПП «Атамекен», в рамках которой мы и еще 9 аккредитованных медицинских ассоциаций обсуждаем и даем предложения по различным НПА. НПП крупная площадка, но там внутри представлено много отраслей. Полагаю, это больше площадка для разрешения межотраслевых вопросов, как например, повышение тарифов энергетиками влияет на издержки по всей экономике и др. В здравоохранении нужна площадка для наших внутриотраслевых вопросов, со своим рабочим органом, в роли которой я и вижу НПЗ. Одним из первых вопросов, который мы хотели бы обсудить, это переход на СРО ряда организаций и в целом, стратегию развития отрасли в этом вопросе. Во-первых, оценить и обсудить готовность ассоциаций к принятию на себя функций СРО, потому что я считаю, что взятие на себя таких функций, это показатель зрелости данной ассоциации. При этом важно соответствие принципам Мадридской декларации и понимание ответственности перед государством и обществом. В случае готовности ассоциаций, это вопросы какие именно функции принять от государства, каким образом это осуществить и т.д.

Врезка 2. Риски СРО в медицине
 - Необходимость преодоления мощного недоверия со стороны общества к способности бизнеса самостоятельно обеспечить регулирование определенной сферы и контроль за соблюдением установленных правил.
 - Объективно существует противоречие между задачей защитить интересы собственных членов и бизнеса в целом и необходимостью действовать в интересах всего общества.
 - Риски недостаточной представительности: в СРО могут быть недостаточно представлены различные профессиональные группы или меньшинства, что может привести к искажению интересов и ограничению разнообразия в медицинской практике.
 - Риск субъективности: в процессе рассмотрения жалоб и принятия дисциплинарных мер возникает риск субъективности, когда решения могут быть основаны на личных предпочтениях или интересах членов СРО.

Думаю мы, как медицинское сообщество, должны четко сказать обществу и государству, что мы готовы внутри саморегулироваться, потому что лучше нас это сферу никто не знает. В частности, мы готовы внутри формировать стандарты, контролировать обучение всех членов, лицензировать врачей, даже наказывать тех, кто не достоин быть в системе оказания медицинской помощи. Все эти полномочия нам нужны не просто так, «не саморегуляция для саморегуляции», а для повышения качества и доступности медицинской помощи в стране. Добиться этого в тех текущих рыночных условиях.

Чтобы всесторонне обсудить вопросы внедрения СРО мы приглашаем все заинтересованные лица. Например, есть рабочая группа при Правительстве по вопросам передачи государственных полномочий в конкурентную среду, есть департамент СРО в НПП и др. Важно нам всем встретиться и обсудить, что государство готово передавать в СРО, что его сдерживает, на что ориентированы ассоциации и т.д. Очень важно запустить этот процесс, и, опираясь на международный опыт, начать внедрять это в нашей стране. Ситуация уже назрела. Я думаю это создаст мощный стимул для развития ассоциаций, когда участники рынка и медицинское сообщество увидят возможности таких объединений и развитие их до уровня СРО. Нужно дать им понять, что мы стоим на пороге управленческой революции в отрасли, когда все больше вопросов будет решать не министерство, а СРО. Здесь важно, чтобы это происходило в эволюционном, конструктивном порядке, а не в разрушительном. И очень важна ответственность СРО перед обществом. Ассоциациям пора уже объединяться и становиться большой и ответственной силой в отрасли, ориентированной на добросовестную конкуренцию для обеспечения общества качественными и доступными медуслугами. И тогда будут реальные возможности влияния на здравоохранение в продуктивном русле. К примеру, вопрос с Объединенной комиссией по качеству (ОКК). Сейчас она пока не является стопроцентной независимой структурой, потому что состав ее формирует министерство здравоохранения. И некоторые ассоциации воспринимают ее как некий негласно подведомственный орган министерства здравоохранения. Но очевидно, что необходимо обсуждать пути его реформирования и превращения в независимый орган где распределяются основные бюджеты на здравоохранение, как принято в Развитых странах мира.

С другой стороны, то дистанцирование от частников министерства здравоохранения, что имеет место, оно не в пользу развития отрасли. Противостояние с половиной рынка медуслуг, оно рано или поздно приведет к коллапсу всю систему здравоохранения. При этом если раньше частные медорганизации это были отдельные игроки в отдельных сегментах рынка как, например, стоматология, пластическая хирургия и др., то сейчас частный сектор представлен везде, а в отдельных важных сегментах, как например, лабораторные услуги и др., уже начинает доминировать над государственным сектором. Поэтому важно садаптировать текущую систему управления отрасли к новым реалиям. Передача полномочий СРО это общемировой тренд, показавший свою эффективность, и я уверен, что у нас будет также (см. врезку 3). Это не сделать без нормального диалога, вот почему так важно развивать диалоговые площадки, что мы и делаем.

Спасибо за интервью!
 
Врезка 3. Ожидаемые результаты от введения саморегулирования в здравоохранении Казахстана
  - Повышение качества медицинской практики: саморегулируемые организации устанавливают высокие стандарты качества и безопасности в медицине. Они разрабатывают и внедряют профессиональные стандарты, которые помогают врачам и медицинским учреждениям повысить эффективность и результативность своей работы.
  - Этические стандарты и нормы поведения: саморегулируемые организации формулируют этические кодексы, которые регулируют поведение медицинских специалистов. Это способствует укреплению профессиональной этики, уважению прав пациентов и соблюдению высоких стандартов конфиденциальности и справедливого отношения к пациентам.
  - Аккредитация и сертификация: саморегулируемые организации проводят процедуры аккредитации и сертификации медицинских учреждений и специалистов. Это позволяет подтвердить их соответствие установленным стандартам и гарантирует высокое качество медицинской помощи, а также доверие со стороны пациентов и общества.
  - Профессиональное развитие и обучение: саморегулируемые организации осуществляют обучение, повышение квалификации и постоянное профессиональное развитие медицинских специалистов. Они предлагают программы обучения, семинары, конференции и другие формы обмена опытом и передачи новейших знаний и навыков. Это способствует постоянному улучшению качества медицинской практики и повышению профессионализма в отрасли.
  - Защита интересов пациентов: саморегулируемые организации принимают активное участие в защите интересов пациентов. Они разрабатывают механизмы рассмотрения жалоб, эффективных систем обратной связи и медиационных процедур, чтобы обеспечить справедливое разрешение споров и конфликтов между пациентами и медицинскими специалистами
  - Снижение уровня административных барьеров для хозяйствующих субъектов, защита прав и интересов членов СРО от незаконных действий органов государственной власти, замена индивидуального противостояния предпринимателей и государства системой общественных сдержек и противовесов.
  - Сохранение за государственными органами всех основных контрольных функций и «возможность в любой момент вмешаться в процесс», взаимодействуя при этом не с огромным числом участников экономической деятельности, а с конкретными объединениями бизнеса.

НПЗ РК

г. Астана, Есильский район
пр. Кабанбай Батыра 17

  • dummy+7 705 518 2328

  • dummy office@npzdrav.kz

Поиск