Гульнара Амренова
Одним из периодически возникающих механизмов системного решения проблем отрасли выступает внедрение саморегулируемых организаций (СРО). Новый этап запуска данного механизма в здравоохранении начала Национальная палата здравоохранения. В этой связи, представляем вашему вниманию интервью с кандидатом медицинских наук, доктором Ph.D., МРА, МА, Заместителем председателя Правления - Калдыбаевой Менханым Косаевной.
Почему вы считаете что сейчас ситуация с СРО созрела?
Вопрос по СРО в здравоохранении поднимается с 2015 г. и у нас сейчас в реестре Министерства здравоохранения насчитывается около 15 СРО. Но мало кому из них переданы государственные полномочия, либо объем этих функций не значительный. Согласно закону о СРО, государственные функции могут передаваться только в СРО с обязательным участием, тогда как существующие медицинские СРО являются добровольными.
В соответствии с государственной политикой, направленной на децентрализацию управления, передачу ряда полномочий и функций от Правительства в центральные государственные органы, а от них в местные исполнительные органы, а также в конкурентную среду, начался новый этап развития профессионального сообщества.
Поэтому профессиональные ассоциации активизировались, так как созрела внешняя и внутренняя среда для реальной передачи функций и повышения роли Гражданского общества!
В здравоохранении давно обсуждаются вопросы о роли ассоциаций, расширении их полномочий, эффективности и ответственности в области разработки клинических протоколов, стандартов, формирования программ повышения квалификации, процесса оценки квалификации, а также перехода Объединенной комиссии по качеству (ОКК) в независимую среду.
На сегодняшний день представители профильных ассоциаций участвуют в разработке клинических протоколов (КП). Далее, КП вносится на ОКК, которая дает рекомендации по их применению. Следует отметить, что ОКК формируется и функционирует при МЗ РК, количество и кандидаты в члены ОКК, определяется и отбираются самим МЗ. Таким образом, ответственность за рекомендации и решения остается за МЗ. При этом не все профили специальностей включены в ОКК. Создается ситуация, когда о приемлемости того или иного протокола или стандарта решение принимают специалисты совсем другого профиля. Поэтому полагаем, что ОКК должна стать самостоятельной, независимой площадкой, куда войдут все ассоциации, МЗ, другие заинтересованные стороны на равных правах и самостоятельным правом голоса, по аналогии с международным опытом. В частности, в Германии давно существует подобный успешный опыт.
Сама разработка или актуализация КП, его экспертиза - это большой труд, требующий значительного времени и ресурсов, отвлечения от основной деятельности, что весьма сложно для работающих специалистов и врачей. Зачастую такая работа не подкреплена деньгами, средств ассоциаций не хватает на оплату труда разработчиков, т.к. законодательно нет обязательного членства врачей в ассоциациях и соответствующей оплаты взносов. Поэтому качество КП может быть спорным. Поэтому ассоциации должны иметь ресурсы для полноценной работы и адекватной оплаты труда экспертов.
Другой проблемой является оценка профессионализма и компетенции специалиста. Именно сами специалисты внутри ассоциации должны полностью оценивать уровень квалификации, знаний, умений и компетенций коллег, давать допуск к профессии либо лишать его, обсуждать сложные клинические случаи, контролировать этические и профессиональные аспекты деятельности врача, контролировать повышение квалификации специалиста, и, в случае необходимости, обеспечивать защиту врача. Вот тогда, каждый специалист будет чувствовать поддержку коллег и понимать ответственность перед своим профессиональным сообществом. Но для этого, опять же необходимы нормативно закрепленные полномочия и ресурсы!
Вместе с тем, для минимизации возможных рисков злоупотребления в профессии должны существовать четкие стандарты внутри ассоциации, которые обеспечивали бы объективную экспертизу, контроль, ответственность каждого члена ассоциации. Это мировая практика, где именно ассоциация, своей репутацией отвечает за свои решения и деятельность каждого члена! По сути, этот принцип и заложен в деятельность СРО.
Поэтому мы говорим о необходимости законодательно закреплённого повышения статуса ассоциаций, наделения их широкими полномочиями и компетенциями, определения зоны ответственности! Иначе, это просто симуляция бурной деятельности.
Сейчас в Мажилисе и в Обществе идет бурное обсуждение законопроекта по внесению изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, где основными целями являются декриминализация отрасли, страхования профессиональной ответственности и повышение статуса медицинского работника. Об этом неоднократно на различных площадках говорил Глава Государства К.Токаев. Всё медицинское профессиональное сообщество, НПЗ в том числе, считает важным исключить уголовное наказание врача за неумышленное нанесение вреда здоровью, так как сама миссия профессии врача - это гуманность и милосердие! Без декриминализации отрасли страхование профессиональной ответственности может стать не эффективным.
Касательно самого страхования профотвественности, то роль ассоциации может стать особо важной, т.к. в перспективе она сама могла бы страховать своих членов, если законодательно будут предусмотрены расширенные полномочия и функций ассоциаций.
Когда говорят о СРО эксперты в основном обсуждают ассоциации специалистов, но есть и объединения юридических лиц (ОЮЛ)?
Это очень интересный вопрос! Сейчас, насколько мы знаем, закон о СРО дорабатывается. Судя по информации в СМИ, министерство национальной экономики (МНЭ) решает в каких отраслях вообще может быть СРО и в какой форме оно должно быть. В данном случае мы полагаем, что ОЮЛ тоже могут быть СРО, куда войдут другие профессиональные ассоциации. Именно такое СРО ОЮЛ может разработать «правила игры» для участников рынка. Смысл СРО это не просто лоббирование, кого-то одного или группы игроков, это и персональная ответственность перед Обществом и перед самими членами СРО. Отсюда в СРО высокие требования к своим членам, к их деятельности и результативности, так сказать к «чистоте профессиональных рядов». Поэтому для СРО ОЮЛ очень важно, чтобы они внутри себя установили четкие и жесткие требования для входа и выхода из этой ассоциации (и их последствий), вопросы «урегулирования» различных интересов, в том числе конкуренции между собой. Для этого мы и приглашаем всех заинтересованных лиц обсудить перспективы и возможности развития СРО в здравоохранении. В какой форме в итоге это будет уже время покажет, но надо пробовать. Такая площадка должна быть, и мы готовы стать такой площадкой.
В целом, наша страна проходит тот путь, который давно прошли развитые страны. Мы должны переходить к этапу солидарной профессиональной ответственности, когда за отрасль несет ответственность не только госорган, но и всё профессиональное медицинское сообщество.
Озвученный вами вариант, при резком переходе, может нести существенные риски. Как вы видите переход к новой системе?
Так как мы, медики, люди во многом консервативные, то мы за поэтапность и постепенность перехода к новой модели. Очевидно, что надо внимательно смотреть, как это будет работать, как примет Общество в целом и медицинское сообщество в частности.
«Пробным шаром» в переходе к полноценному обязательному СРО может стать аккредитация медорганизаций. Существующий Центр аккредитации изначально создавался в рамках проекта Всемирного банка, затем был выведен из-под МЗ в независимую среду. Сейчас он весьма успешно развивается с серьезным международным признанием. Центр работает как добровольное СРО, но его можно перевести в обязательное с полной передачей государственных функций по аккредитации. Для этого все эксперты по аккредитации должны войти в СРО. При этом рынок и конкуренция должны развиваться, но этот процесс нельзя пускать на самотек. Должны быть единые четкие требования и стандарты для всех игроков рынка, иначе сам смысл аккредитации может дискредитироваться, в результате пострадает качество и безопасность медицинских услуг населению.
Таким образом, профессиональное сообщество созрело для получения некоторых государственных функций! Осталось только ускорить принятие решения государственными органами и законодательно закрепить полномочия, механизмы и функции профессиональных ассоциаций для дальнейшего эффективного развития СРО.
Спасибо за интервью!
Одним из периодически возникающих механизмов системного решения проблем отрасли выступает внедрение саморегулируемых организаций (СРО). Новый этап запуска данного механизма в здравоохранении начала Национальная палата здравоохранения. В этой связи, представляем вашему вниманию интервью с кандидатом медицинских наук, доктором Ph.D., МРА, МА, Заместителем председателя Правления - Калдыбаевой Менханым Косаевной.
Почему вы считаете что сейчас ситуация с СРО созрела?
Вопрос по СРО в здравоохранении поднимается с 2015 г. и у нас сейчас в реестре Министерства здравоохранения насчитывается около 15 СРО. Но мало кому из них переданы государственные полномочия, либо объем этих функций не значительный. Согласно закону о СРО, государственные функции могут передаваться только в СРО с обязательным участием, тогда как существующие медицинские СРО являются добровольными.
В соответствии с государственной политикой, направленной на децентрализацию управления, передачу ряда полномочий и функций от Правительства в центральные государственные органы, а от них в местные исполнительные органы, а также в конкурентную среду, начался новый этап развития профессионального сообщества.
Поэтому профессиональные ассоциации активизировались, так как созрела внешняя и внутренняя среда для реальной передачи функций и повышения роли Гражданского общества!
В здравоохранении давно обсуждаются вопросы о роли ассоциаций, расширении их полномочий, эффективности и ответственности в области разработки клинических протоколов, стандартов, формирования программ повышения квалификации, процесса оценки квалификации, а также перехода Объединенной комиссии по качеству (ОКК) в независимую среду.
На сегодняшний день представители профильных ассоциаций участвуют в разработке клинических протоколов (КП). Далее, КП вносится на ОКК, которая дает рекомендации по их применению. Следует отметить, что ОКК формируется и функционирует при МЗ РК, количество и кандидаты в члены ОКК, определяется и отбираются самим МЗ. Таким образом, ответственность за рекомендации и решения остается за МЗ. При этом не все профили специальностей включены в ОКК. Создается ситуация, когда о приемлемости того или иного протокола или стандарта решение принимают специалисты совсем другого профиля. Поэтому полагаем, что ОКК должна стать самостоятельной, независимой площадкой, куда войдут все ассоциации, МЗ, другие заинтересованные стороны на равных правах и самостоятельным правом голоса, по аналогии с международным опытом. В частности, в Германии давно существует подобный успешный опыт.
Сама разработка или актуализация КП, его экспертиза - это большой труд, требующий значительного времени и ресурсов, отвлечения от основной деятельности, что весьма сложно для работающих специалистов и врачей. Зачастую такая работа не подкреплена деньгами, средств ассоциаций не хватает на оплату труда разработчиков, т.к. законодательно нет обязательного членства врачей в ассоциациях и соответствующей оплаты взносов. Поэтому качество КП может быть спорным. Поэтому ассоциации должны иметь ресурсы для полноценной работы и адекватной оплаты труда экспертов.
Другой проблемой является оценка профессионализма и компетенции специалиста. Именно сами специалисты внутри ассоциации должны полностью оценивать уровень квалификации, знаний, умений и компетенций коллег, давать допуск к профессии либо лишать его, обсуждать сложные клинические случаи, контролировать этические и профессиональные аспекты деятельности врача, контролировать повышение квалификации специалиста, и, в случае необходимости, обеспечивать защиту врача. Вот тогда, каждый специалист будет чувствовать поддержку коллег и понимать ответственность перед своим профессиональным сообществом. Но для этого, опять же необходимы нормативно закрепленные полномочия и ресурсы!
Вместе с тем, для минимизации возможных рисков злоупотребления в профессии должны существовать четкие стандарты внутри ассоциации, которые обеспечивали бы объективную экспертизу, контроль, ответственность каждого члена ассоциации. Это мировая практика, где именно ассоциация, своей репутацией отвечает за свои решения и деятельность каждого члена! По сути, этот принцип и заложен в деятельность СРО.
Поэтому мы говорим о необходимости законодательно закреплённого повышения статуса ассоциаций, наделения их широкими полномочиями и компетенциями, определения зоны ответственности! Иначе, это просто симуляция бурной деятельности.
Сейчас в Мажилисе и в Обществе идет бурное обсуждение законопроекта по внесению изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, где основными целями являются декриминализация отрасли, страхования профессиональной ответственности и повышение статуса медицинского работника. Об этом неоднократно на различных площадках говорил Глава Государства К.Токаев. Всё медицинское профессиональное сообщество, НПЗ в том числе, считает важным исключить уголовное наказание врача за неумышленное нанесение вреда здоровью, так как сама миссия профессии врача - это гуманность и милосердие! Без декриминализации отрасли страхование профессиональной ответственности может стать не эффективным.
Касательно самого страхования профотвественности, то роль ассоциации может стать особо важной, т.к. в перспективе она сама могла бы страховать своих членов, если законодательно будут предусмотрены расширенные полномочия и функций ассоциаций.
Когда говорят о СРО эксперты в основном обсуждают ассоциации специалистов, но есть и объединения юридических лиц (ОЮЛ)?
Это очень интересный вопрос! Сейчас, насколько мы знаем, закон о СРО дорабатывается. Судя по информации в СМИ, министерство национальной экономики (МНЭ) решает в каких отраслях вообще может быть СРО и в какой форме оно должно быть. В данном случае мы полагаем, что ОЮЛ тоже могут быть СРО, куда войдут другие профессиональные ассоциации. Именно такое СРО ОЮЛ может разработать «правила игры» для участников рынка. Смысл СРО это не просто лоббирование, кого-то одного или группы игроков, это и персональная ответственность перед Обществом и перед самими членами СРО. Отсюда в СРО высокие требования к своим членам, к их деятельности и результативности, так сказать к «чистоте профессиональных рядов». Поэтому для СРО ОЮЛ очень важно, чтобы они внутри себя установили четкие и жесткие требования для входа и выхода из этой ассоциации (и их последствий), вопросы «урегулирования» различных интересов, в том числе конкуренции между собой. Для этого мы и приглашаем всех заинтересованных лиц обсудить перспективы и возможности развития СРО в здравоохранении. В какой форме в итоге это будет уже время покажет, но надо пробовать. Такая площадка должна быть, и мы готовы стать такой площадкой.
В целом, наша страна проходит тот путь, который давно прошли развитые страны. Мы должны переходить к этапу солидарной профессиональной ответственности, когда за отрасль несет ответственность не только госорган, но и всё профессиональное медицинское сообщество.
Озвученный вами вариант, при резком переходе, может нести существенные риски. Как вы видите переход к новой системе?
Так как мы, медики, люди во многом консервативные, то мы за поэтапность и постепенность перехода к новой модели. Очевидно, что надо внимательно смотреть, как это будет работать, как примет Общество в целом и медицинское сообщество в частности.
«Пробным шаром» в переходе к полноценному обязательному СРО может стать аккредитация медорганизаций. Существующий Центр аккредитации изначально создавался в рамках проекта Всемирного банка, затем был выведен из-под МЗ в независимую среду. Сейчас он весьма успешно развивается с серьезным международным признанием. Центр работает как добровольное СРО, но его можно перевести в обязательное с полной передачей государственных функций по аккредитации. Для этого все эксперты по аккредитации должны войти в СРО. При этом рынок и конкуренция должны развиваться, но этот процесс нельзя пускать на самотек. Должны быть единые четкие требования и стандарты для всех игроков рынка, иначе сам смысл аккредитации может дискредитироваться, в результате пострадает качество и безопасность медицинских услуг населению.
Таким образом, профессиональное сообщество созрело для получения некоторых государственных функций! Осталось только ускорить принятие решения государственными органами и законодательно закрепить полномочия, механизмы и функции профессиональных ассоциаций для дальнейшего эффективного развития СРО.
Спасибо за интервью!