2 июня 2023 года в г. Астане прошла Конференция «Роль профессиональных ассоциаций в развитии СРО и системы здравоохранения». Организатором Конференции выступила профессиональная медицинская ассоциация ОИПиЮЛ «Национальная палата здравоохранения».
В Конференции приняли участие более 80 человек, в том числе онлайн около 40 человек, из 25 ассоциаций. На Конференцию приветственные слова направили депутат Сената Парламента Республики Казахстан А. Альназарова, первый Вице-министр здравоохранения Т.Султангазиев. На Конференции выступили Председатель Комитета по саморегулированию Национальной Палаты Предпринимателей «Атамекен» Е. Никитинская, представители министерства здравоохранения, медицинских ассоциаций и независимые эксперты.
В ходе Конференции были заслушаны, обсуждены актуальные вопросы и решения основных проблем ассоциаций, возможности перехода их на саморегулирование. Основными направлениями обсуждения повышения роли профессиональных ассоциаций стали:
- совершенствование клинической детальности;
- развитие кадрового потенциала, сертификация/лицензирование и совершенствование неформального и дополнительного образования;
- аккредитация;
- страхование профессиональной ответственности;
- переход на саморегулирование и получение делегированной государственной функции – как высшей формы развития ассоциации.
Участники Конференции пришли к выводам:
- Политическое развитие Государства диктует необходимость усиления роли Гражданского Общества, неправительственного сектора и децентрализации функции государственного управления с передачей части полномочий в конкурентную среду.
- Основными сдерживающими факторами развития профессионального медицинского сообщества является слабая поддержка со стороны уполномоченных органов, отсутствие законодательно закрепленных действенных функций и полномочий.
- Медицинские ассоциации находятся на различных этапах развития от формирования до зрелости. Многие профессиональные ассоциации достигли этапа зрелости и перехода в СРО.
- Разработаны общие требования и критерии оценки зрелости профессиональных ассоциаций для дальнейшей работы и учета в аккредитации.
- В реестр МЗ РК включено 15 добровольных СРО, но лишь часть из них (2 СРО) получили международное признание и имеют свои утвержденные стандарты. Эти СРО находятся на стыке государственного регулирования и саморегулирования медицинской отрасли.
- Переход на обязательное СРО должно быть постепенным.
Участники Конференции решили
- Ассоциации, как профессиональные медицинские сообщества, готовы разделить с Министерством здравоохранения солидарную ответственность и просят законодательно закрепить передачу функции и полномочий за аккредитованными ассоциациями, с последующим переходом на СРО по следующим направлениям:
А) Кадровая политика здравоохранения:
- разработка профессиональных стандартов и квалификационных требований в отраслевой рамке;
- согласование программ обучения в резидентуре по профилю;
- разработка, проведение и оценка эффективности сертификационных программ повышения квалификации аккредитованными профессиональными ассоциациями и центрами по дополнительному и неформальному образованию. Для этого уполномоченным органам в области дополнительного медицинского образования, внести изменения и дополнения в НПА для наделения функций и полномочий профессиональным ассоциациям (получение аккредитации и лицензии на образовательную деятельность) по проведению сертифицированных образовательных мероприятий практикующим специалистам;
- осуществление сертификации специалистов по профилю, в том числе иметь право на лишение сертификата/лицензии специалиста по профилю;
- проведение оценки/ экзаменации/ аттестации и присуждения уровня квалификации специалистов по профилю;
- разработка и контроль соблюдения членов ассоциации этических норм, стандартов, правил;
- мониторинг профессионального развития каждого специалиста своей ассоциации;
- менторинг и консалтинг специалистов, в том числе молодых специалистов по профилю;
- разработка предложений в уполномоченный орган по совершенствованию отрасли.
Б) Медицинская деятельность:
- разработка и утверждение собственных клинических протоколов и руководств по диагностике и лечению, на основе доказательной медицины, и право на их внедрение и использование на территории Республики Казахстан;
- ускоренное утверждение клинических протоколов и руководств, предложенных ассоциациями, но разработанных и апробированных в странах с высоким уровням развития доказательной медицины («страны доверия» - США, Канада, Германия, Великобритания, Япония, Израиль, Южная Корея и т.д.);
- наделение персональной ответственностью членов ассоциации за качество и эффективность разработанных клинических протоколов и руководств;
- проведение анализа результатов работы клиник и эффективности применения клинических протоколов и медицинских стандартов для дальнейшего совершенствования клинической деятельности;
- выведение Объединений Комиссии по Качеству (ОКК) в независимую среду, куда должны войти на паритетных условиях все профессиональные ассоциации с равным правом голоса. ОКК должно иметь право обсуждать, анализировать, экспертировать и оценивать эффективность внедрения и использования клинических протоколов и медицинских стандартов;
- разработка проектов НПА и предложений в МЗ РК по совершенствованию стандартов оказания медицинской помощи, вертикальной и горизонтальной интеграции служб и специальностей;
- участие в разработке и экспертизе технических регламентов по строительству и оснащению медицинских объектов, технической спецификации медицинского оборудования.
В) Аккредитация:
- переход аккредитации медицинских организаций в саморегулируемую среду;
- разработка стандартов аккредитации профессиональных ассоциаций;
- проведение аккредитации профессиональных ассоциаций;
- аккредитация экспертов по профилю;
- аккредитация программ обучения и повышения квалификации по профилю;
- участие в аккредитации медицинских объектов по специализированному профилю.
С) Финансирование системы здравоохранения:
- участие в разработке тарифов на медицинские услуги;
- участия, в качестве экспертов, в проектах ГЧП по организации объектов здравоохранения и их управлению.
- D) Представление и защита интересов медицинских работников:
- участие в рассмотрении тарифов на страхование профессиональной ответственности;
- участие в независимой экспертизе случаев медицинского инцидента или врачебной ошибки;
- оказание консалтинговых и экспертных услуг для решения сложных клинических или медицинских вопросов;
- анализ реестра медицинских инцидентов и врачебных ошибок для системного улучшения медицинской деятельности;
- представление интересов медицинского работника в суде.
- Министерству здравоохранения Республики Казахстан предоставить в НПП «Атамекен» перечень государственных функций, для постепенной передачи их в саморегулируемую среду, с учетом рекомендаций данной Резолюции. Срок: до 19 июня 2023 года.
- Профессиональным ассоциациям, НПП «Атамекен» и Министерству здравоохранение совместно разработать и утвердить Дорожную карту по передаче государственных функций в СРО. Срок: до 17 июля 2023 года.
- Комитету фармацевтической, медицинской промышленности и медицинских услуг НПП «Атамекен» разработать и внести на утверждение в Министерство здравоохранения критерии отбора профессиональных ассоциаций для передачи им государственных функций. Срок: до 30 июня 2023 года.
Материалы и интервью участников Конференции будут размещены на сайте ОИПиЮЛ «Национальной палаты здравоохранения» www.npzdrav.kz, и опубликованы в журнале «Улагатты медицина», сайт www.ulagat-m.kz».
Участники Конференции принимают и вносят данную Резолюцию в Министерство здравоохранения, депутатам Парламента Республики Казахстан для учета в принятии решения и законодательного закрепления предложенных функций и полномочий за профессиональными ассоциациями!
Участники Конференции поддерживают усилия руководства страны и всего профессионального сообщества, направленных на развитие системы здравоохранения во благо здоровья населения Казахстана!